Ликвидация ИП

Ликвидация ИП чаще всего связана низкой эффективностью бизнеса либо переходом на другой вид деятельности, для осуществления которой необходимо получить статус юридического лица. Другие причины – финансовые проблемы, конфликты с контрагентами, снижение спроса на продукцию (услуги) в регионе, а также обстоятельства личного характера.

Подготовка к закрытию ИП

На первом этапе необходимо рассчитаться по долгам с бюджетом, страховыми фондами и договорным обязательствам, расторгнуть действующие соглашения и контракты.

Второй этап – снятие аппарата ККМ с учета, закрытие банковского счета, утилизация печати (если есть). Расчетный счет закрывают после проведения последней операции.

Далее оформляется пакет ликвидационных документов, они передаются в ФНС.

ИП считается прекратившим существование после исключения субъекта из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и получения соответствующего свидетельства.

Как рассчитаться по долгам с бюджетом?

Для урегулирования финансовых вопросов с надзорными органами надо отправить запрос о сверке в налоговую службу через сервис «Госуслуги», официальный сайт ИФНС, либо оставить заявку инспектору при личном посещении.

Иногда налоговые инспекторы отправляют исполнительные документы судебным приставам без предварительного уведомления ИП, поэтому следует проверить записи в электронной базе ФССП «Банк исполнительных производств». Погасить долги можно через интернет, используя доступный способ (карта банка, электронный кошелек).

Расторжение договоров

Коммерческая деятельность предусматривает заключение договоров с поставщиками услуг (продукции), собственниками недвижимости и движимого имущества, покупателями и другими субъектами. Величина выплат контрагентам при расторжении контрактов зависит от содержания документа (предусмотрены ли штрафы и пени или нет).

Если у предпринимателя работают наемные сотрудники, необходимо выплатить им компенсационные суммы в соответствии с положениями Трудового кодекса. Уведомление о расторжении трудового договора вручается каждому работнику под подпись минимум за 2 недели до закрытия предпринимательства, а окончательный расчет осуществляется в последний рабочий день. Персоналу выдаются трудовые книжки, справки установленного образца о доходах и отчислениях в страховые фонды.

Пакет документов для подачи в ФНС

Предпринимателям разрешено не вести бухгалтерский учет в том объеме, что положено предприятиям, поэтому документальные выездные проверки от ФНС не проводятся. В пакет документов для ликвидации ИП входят:

  • заявление установленного образца (форма Р26001 регулярно меняется, надо следить за изменениями в бланках);
  • ИНН (свидетельство, оригинал);
  • регистрационное свидетельство;
  • подтверждение оплата госпошлины (квитанция);
  • паспорт.

Пакет документов передается в ИФНС лично или через доверенное лицо, либо оправляется почтой. Документы рассматриваются пять дней (максимальный срок по закону), после чего можно забрать уведомление выписку из ЕГРИП.

Надо ли сдавать отчеты после закрытия?

Предприниматель обязан сдать отечность в установленные законом сроки. Для представления декларации по упрощенной системе (УСН) отведен срок до 25 числа месяца, следующего за датой закрытия ИП. Предпринимали, работавшие на общей системе, сдают годовой отчет в течение 5 дней после даты ликвидации.

Закрытие может осуществляться самостоятельно либо через посредников. Использование услуг сторонних организаций позволяет сэкономить время на выполнении бюрократических процедур, составлении декларации и проведении расчетов, избежать ошибок при заполнении заявления и других документов, получить свидетельство о прекращении деятельности в сжатые сроки.